Из Донецка пришло печальное сообщение:

“Наша донецкая филармония пишет, что в плену боевиков нацбатальона ВСУ «Азов» был зверски убит с особой, нечеловеческой, фашистской жестокостью артист филармонии Сергей Спивак.

Весь коллектив филармонии и родные музыканта до последнего верили в то, что Сергея удастся вызволить, обращались в вышестоящие организации и ведомства, ждали хороших вестей.

Но не дождались.

Сегодня Сергея проводили в последний путь. Ему было 35 лет.”

Источник – телеграм-канал Алены Морозовой.

Там же в комментариях пишут: “Виолончелиста тоже в плену убили, скажем так , пальцы перерезали, горло и колени прострелили”. Если информация про Сергея Спивака появилась в прессе, то про виолончелиста пока не появилась.

В марте в прессе появились сообщения о гибели в бою джазового музыканта Донецкой филармонии Николая Звягинцева.

“В ходе освобождения Мариуполя погиб музыкант Донецкой филармонии Николай Звягинцев.

«В нем жила музыка и горел свет истинного предназначения. Когда возникла необходимость, он, как настоящий мужчина, стал на защиту родной земли. Жизнь нашего друга трагически оборвалась на 39 году в ходе освобождения Мариуполя. Донбасс потерял большого музыканта. Эта невосполнимая утрата всегда будет отзываться глубокой болью в наших сердцах».

Источник.

“В боях за освобождение Мариуполя погиб известный джазовый музыкант, артист Донецкой государственной академической филармонии Николай Звягинцев. Об этом сообщил в своем телеграм-канале руководитель учреждения Александр Парецкий.

Его знали многие… Знали как преданного друга и скромного товарища, талантливого музыканта, руководителя собственной группы, артиста Концертного оркестра духовых инструментов, ансамбля «Септет-джаз», автора эстрадно-джазовых сочинений и транскрипций, – написал он.

По словам Парецкого, гибель Николая – несомненно, тяжелая утрата для отца джазмена – Игоря Николаевича, также музыканта, который тоже многие годы проработал в Донецкой филармонии, матери Аллы Федоровны, которая души не чаяла в любимом сыне, а также любимой жены Светланы и их годовалой дочери – Лады. Ему было всего 38 лет…

Весь коллектив Донецкой филармонии глубоко скорбит. Выражаю соболезнования родным и близким Николая, друзьям и коллегам, его многочисленным поклонникам, – отметил руководитель музыкального учреждения.”

Источник.

По этому поводу поглумились украинские СМИ:

В Донецке музыкантов филармонии насильно мобилизовали и кинули на Мариуполь

“В Донецкой филармонии обманом мобилизовали на войну музыкантов, а потом отправили их погибать под Мариуполь. Известно, что часть из них погибла почти сразу и среди них известный джазмен Николай Звягинцев.

Об этом рассказал журналист Денис Казанский.

По словам Казанского, музыкантов филармонии пригласили якобы для съемок сюжета на ТВ. А на месте объявили, что они будут немедленно отправлены на фронт. Потом музыкантов без всякой подготовки бросили под Мариуполь, где использовали фактически в качестве приманки для выявления огневых точек “Азова”.

Естественно, что большинство музыкантов уже погибла. Точно известно, что среди погибших оказался известный джазовый исполнитель Николай Звягинцев. О его гибели ранее сообщали российские СМИ.

Звягинцев был артистом концертного оркестра духовых инструментов и ансамбля “Септет-джаз”. Военной подготовки у него не было совершенно и по сути боевики “ДНР” использовали музыкантов как “пушечное мясо”. У 38-летнего Звягинцева осталась семья – жена и годовалая дочь.

Известно также, что из филармонии обманом и насильно отправили на фронт 55 музыкантов. Их бросили на первую линию боя.

Как пишут местные жители в комментариях, этот случай не единичный. Точно также в “ДНР” поступили и с другими артистами – из Донецкой оперы, а также из цирка.

Принудительно в армию забирают также учащихся техникумов, институтов.

“В соцсетях у людей шок, даже любители Россиюшки понимают, что музыкантов просто безжалостно отправили “на мясо”, – добавил Денис Казанский.”

Источник.

В чистом виде вырисовывается следующая картина. Музыканты, мобилизованные в Народную милицию ДНР, попали в одну из ловушек, устроенных боевиками “Азова”, прятавшимися за спины мирных жителей, в жилой застройке Мариуполя. Некоторые погибли, некоторые попали в плен. Про погибших стало известно уже в апреле, а о том, что сделали с пленными, мы начинаем узнавать только сейчас, по мере того, как следователи продвигаются в своей работе на очищенной от боевиков “Азовстали” и допрашивают пленных “азовцев”. Видимо, на “Азовстали” был найден и труп Сергея Спивака.

Поглумиться над музыкантами Донецкой филармонии успели не только симпатизанты “Азова” в Украине, но и их единомышленники в Израиле. Поэт Алекс Тарн написал по этому поводу следующие рифмованные строки:

“Всего лишь час дают на артобстрел,
Всего лишь час до смерти «дэ-эн-эрам»,
Всего лишь час – и груду наших тел
Бульдозер сбросит в яму за карьером.

Мы в этот час не пишем ни строки –
Ведь телефон отняли при аресте.
Комбат сказал: «Вы – падаль, штрафники,
Вам подыхать на этом самом месте!»

Еще вчера я Вагнера любил –
Я был скрипач в оркестре на гражданке…
А нынче «вагнер» – сволочь и дебил –
Меня погонит умирать под танки.

Нас взяли всех насильно, на обман,
Кого с кларнетом, а кого с гобоем.
Нас привезли с концерта под Лиман
И для начала били смертным боем.

Сказали: «Вы нигде не учтены,
Никто не спросит, как вас убивали.
Или подохнешь как герой войны,
Или семья подохнет на подвале…»

И вот стоим – со скрипкой и трубой,
Буряты глушат водку русским матом.
Еще немного – и начнется бой,
И нас толкнут на бруствер автоматом.

Вот шесть-ноль-ноль, и вот он, артобстрел –
Погонят нас – живым щитом чеченцам,
И мне б хотелось, чтобы я успел
Им прокричать: «Считайте западенцем!»

Источник.

Не будем обсуждать художественные качества данного креатива по мотивам известной песни Владимира Высоцкого про штрафные батальоны. Напомню только, что у Высоцкого штрафников никто не бьет и не толкает на бруствер автоматом. Напротив, “У штрафника один закон, один конец – коли, руби фашистского бродягу, и если не поймаешь в грудь свинец, украсишь грудь медалью за отвагу”. Отметим, что образ бурятов и чеченцев в украинской и рукопожатной публицистике в точности идентичен тому, что изображал Геббельс в своих речах в 1944-45 годах, рассуждая о новом нашествии Атиллы на просвещенную Европу. Достаточно было чеченцам победить своих террористов и стать верными гражданами и солдатами России, и они превратились у рукопожатных из героев в пугало. Остановимся также на последней строчке “считайте западенцем” и напомним про другой оркестр, игравший в годы Великой Отечественной войны в Яновском концлагере в оккупированном нацистами Львове.

“Летом 1942 в Яновском лагере во Львове по инициативе заместителя коменданта лагеря унтерштурмфюрера Рихарда Рокита был создан оркестр из заключённых музыкантов и композиторов Львова во главе со скрипачом Леопольдом Штриксом и дирижером львовской филармонии и оперы Якубом Мундом. В состав оркестра также входили известные музыканты: Зигмунт Шац, Марек Исидор Бауэр, Йозеф Герман, Эдвард Штайнбергер, Лео Шафф, Мацей Штрикс, Ледерман, Артур Голд . До войны Рихард Рокита был скрипачом джазового оркестра в Катовице. В нём сочетались черты серийного убийцы с поклонником высокого искусства. Рокита внимательно прислушивался к исполнению мелодий и следил за каждым звуком. Как-то услышав, что один из музыкантов сфальшивил, он тотчас его расстрелял.

Во время пыток, истязаний и расстрелов в концентрационном лагере «Яновский», всегда играла музыка. Начальник лагеря любил слушать оркестр во время расстрелов. Вальс Штрауса. Ему было потешно наблюдать, как неловко падали на землю люди под беззаботные звуки игривых мелодий Штрауса. Для повешенных — танго. Ну а во время истязаний что-то энергичное, например, фокстрот. А вечером оркестр играл под его окнами. Что-то величественное, может, Бетховена. Играл час, второй… Музыкантам заместитель коменданта лагеря Рихард Рокита приказал написать особую мелодию уничтожения, получившую название «Танго смерти». Нацисты заставляли оркестр исполнять эту мелодию во время массовых казней евреев в урочище Пески и других местах. Для многих узников эта мелодия стала последним звуком, который они услышали перед смертью.

Под эту мелодию в течение двух лет производились массовые расстрелы. За это время в лагере было загублено более 200 тысяч человек. В ноябре 1943 года Яновский лагерь был ликвидирован. А незадолго до подхода советских войск все оркестранты, прямо во время последнего исполнения этой музыки, ставшей символом ужаса, также были расстреляны …

Все сорок музыкантов стояли в замкнутом круге на лагерном дворе. С внешней стороны этот круг тесным кольцом опоясали вахманы, вооруженные карабинами и автоматами. «Мюзик!» — истошно скомандовал комендант. Оркестранты подняли инструменты, и «Танго смерти» разнеслось по баракам. По приказанию коменданта на середину круга по одному выходили музыканты, раздевались, и эсэсовцы их расстреливали…

По мере того как под пулями фашистов падало всё больше и больше музыкантов, мелодия затихала, глохла, но оставшиеся в живых старались играть громче, чтобы в этот последний миг нацисты не подумали, будто им удалось сломить дух обречённых.

Мы никогда не узнаем, как звучала эта мелодия, не узнаем её автора. Наверное очень символично, что она, родившаяся в стенах лагеря, сопроводившая музыкантов в их последний путь, ушла вместе с ними…”

Источник.

Вахманами в концлагерях и гетто Львова и его окрестностей, как мы знаем, служили те самые “западенцы”, в число которых Алекс Тарн хочет записать погибших донецких музыкантов. Думаю, они, если бы об этом узнали и получили такую возможность, набили бы Алексу Тарну морду. Есть за что.

А нормальные стихи про музыкантов Донецкой филармонии на русском языке обязательно еще появятся. Дайте только русским победить.

Николай Звягинцев и оркестр:

Translate »