Запись Юрия Полякова:

Я много статей написал на эту тему: «Молчание кремлят», «Перелетная элита» и другие. Ну, разве это мыслимо, что у нас на ПМЖ за границу уехали сразу три бывших первых вице-премьера, курировавших оборонку?! Что такое отъезд Пугачевой и Галкина по сравнению с тем, что вице-премьеры, курировавшие оборонку, уехали туда со всеми секретами… Бывший глава Администрации Президента со всеми секретами уехал. А творческая интеллигенция по этому принципу и формировалась все эти годы. Вот писатель, который раньше зарабатывал на прославлении рабочего класса, а теперь зарабатывает на злобном антисоветском фэнтэзи, чепухе о советской власти. Такого человека надо поддержать, премии ему дать, наградить, ввести в различные органы, советы и так далее. Если строить сообщество по принципу двурушничества, моментального отказа ради выгоды от прежних принципов, то как оно будет здоровым? Есть, конечно, исключения, есть талантливые люди, которые шли своим путем. Приведу пример. Знаете, кто у нас одним из первых из деятелей культуры стал полным кавалеров ордена за заслуги перед Отечеством? Геннадий Хазанов. А Задорнов, человек очень самостоятельный и честный, мы дружили, он ушел из жизни, не имея ни одного российского ордена. У Виктории Токаревой, прекрасной писательницы, которую я очень люблю, у нее на днях юбилей, – у нее всего-навсего один орденок, полученный еще при советской власти. А с другой стороны мы видим людей, которые ничего особенного в литературе не сделали, а все как собака-медалист на выставке. А кому государственные премии в области литературы в последнее время присуждались? Ну, это же чистое кумовство. Что касается уехавших сейчас актеров, я думаю, они вернутся, они будут востребованы. И они на это рассчитывают, потому что ведь придет когда-то время замиряться с Западом. Я надеюсь, что на наших условиях, потому что мы победим. И вот вам готовые парламентеры. Их обласкают, снова привлекут. Опять же о здоровье и гнилости творческой интеллигенции: она сама воспитывалась и молодёжь сейчас воспитывает на мысли, что если ты всерьез не поссоришься со своей страной, не нагадишь ей, не побудешь в скандальной эмиграции, то ты памятник не заработаешь. Посмотрите на памятник Солженицыну, который стоит на бывшей Коммунистической улице. Это такой маяк молодому поколению творческой интеллигенции: делай, как он, и у тебя будет памятник, у тебя будет музей, у тебя будет свой центр, твоя вдова будет вхожа в самые высокие кабинеты. Но если все у нас начнут брать пример с Солженицына, уезжать… И хотя его выслали, но и в ссылке можно себя по-разному вести, а как он там себя там вел, все хорошо знают, все его тексты того времени опубликованы. И как сейчас ни пытаются редактировать тот же «Архипелаг ГУЛАГ», там же и симпатии к бандеровцам видны, и к власовцам. Кстати, я иногда на встречах со студентами спрашиваю, за что сидит Иван Денисович? Отвечают: за анекдот, Сталина ругал, колоски унес. А он сидит за дезертирство, если внимательно читать. И то, что недавно была экранизация Панфилова, и что именно эта экранизация рассказа Солженицына была сейчас демонстративно удостоена зарубежной премии при том бойкоте, который нашим деятелям культуры объявил Запад, – это же опять сигнал нашей интеллигенции оттуда. «Ребята, берите пример с Александра Исаевича, и у вас все будет хорошо!» Поэтому вернутся и будут обласканы, да еще будут нас упрекать, что писатели патриотического направления виноваты во всем случившемся.

https://t.me/yuripoliakov/363

Комментарий Льва Вершинина:

Заметка Юрия Полякова (полностью здесь) посвящена как бы “российской творческой интеллигенции”, но, на самом деле, именно как бы. По той простой причине, что Юрий Михайлович, вне всякого сомнения, великий русский писатель в высшем смысле слова. Чтобы быть понятым правильно, поясню…

Наличие таланта не гарантирует величия. Можно красиво, увлекательно выстраивать сюжеты, развлекая миллионную аудиторию. Это сложно, без таланта не обойтись, но и только. Можно наповал поражать эстетов изяществом стиля, – тут тоже без таланта никак, но опять же и только. Можно докапываться до глубиннейших слоев человеческой души, вызывая в душе читателя чувство сродности и сопричастности, – таланту под силу и такое. Но вот уловить

в частностях некий “нерв” жизни всего общества, связать эти частности воедино и распахнуть все общество с его болями и хворями, показав “камо грядете” и почему случилось так, что “грядемо” именно туда, – тут необходим талант высшего уровня. Как у Федора Михайловича. Или Льва Николаевича. Или позднего Антона Павловича. Или Михаила Алексанлровича. Или, блин, если отечественные не устраивают, месье де Бальзака и Вильяма нашего Шекспира.

Так вот, на моей памяти именно писатель Юрий Поляков был единственным, кто на волне перестройки, когда стало можно всё и решительно все верили в то, что впереди небо в алмазах, проанализировав и связав частности, предсказал, что перестройка означает крах, потому что фундамент, на котором предлагалось перестраиваться, сгнил. Весь. И комсомол (“ЧП районного масштаба”), и армия (“Сто дней до приказа”), и вся идеология (“Апофегей”).

Не стану, наверное, углубляться: тема очень глубока, ее можно долго исследовать хоть с литературоведческой, хоть с социологической, а хоть и философской точки зрения, поэтому остановлюсь на том, что принципиально важно в данном контексте, а именно: на том, что Юрию Михайловичу дано свыше, исследуя частность, видеть её взаимосвязь с другими частностями, выстраивая цельную картину состояния общества и его перспектив.

И вот: хрен с ней, с т.н. “творческой интеллигенции”, сделавшей ноги, но намеренной вернуться. Она, в общем, не очень нужна. Нет там фигур того уровня, лишившись которого обеднеет Россиия. Мелкие развлекатели типа “галкиных” и “слепаковых” легко заменяемы, фигуры покруче, вроде Макарки и БГ, уже выработали свой потенциал, и нет разницы, где они скоротают старость, потому что творчески они ценности не представляют,

а моральными лидерами не были вообще, даже те, которые активно рвался пасти стада, типа Быкова. Но: говоря об это социальной страте, которую знает изнутри и понимает, писатель Поляков на уровне ощущений увязывает явление в один ряд с другим, казалось бы, предельно далеким, но, по сути, иной грани того же явления.. Он, конечно, пишет как дышит, и то, что выделено желтеньким пошло в строку по наитию, но если это, выделенное, правда, то…

Знаете, если это, выделенное, правда,
и если высшее руководство России ничего об этом не знало,
или, что вероятнее, все знало, но потакало,

или, что еще вероятнее, все знало и знает, но поделать ничего не может или не хочет,
тогда развитие сюжета пойдет по наихудшей, примерно как шел СССР,
и хоть глотку сорви самые-самые крутые таланты, финал предсказуем…

https://putnik1.livejournal.com/9171552.html

———————–

Запись Захара Прилепина:

Если бы не все эти катастрофические события, в России так и думали бы, что

образец мужчины – это, скажем, Данила Козловский, а не мужики из ЧВК «Вагнер»,

у нас бы так и не было улицы Захарченко и школы имени Арсена Моторолы,

Макаревич так и был бы отцом русского рока,

люди так и думали бы, что современные поэты – это Моргенштерн и Ая Астахова,

у нас так и не появился бы памятник Фиделю Кастро – крупнейшему политическому деятелю XX века,

главнокомандующий так и не сказал бы, что советские вожди – вожди России не хуже монархов и князей,

а российское кино продолжало бы поставлять сериалы про заградотряды и вечный Левиафан,

не было бы даже надежды на то, что хоть какие-то изменения возможны в Минкульте, где треть театров возглавляют люди, ненавидящие страну,

а в Министерстве Обороны бы так и оставались отдельные управленцы, умеющие только пилить, и не умеющие, более того, даже не желающие воевать,

Даня Милохин так бы и рекламировал крупнейший банк, а огромное лицо Дудя, как символ успеха и знания о сути вещей, высилось бы над всеми в Шереметьево,

мы бы, кстати, не узнали, что актриса Полина Агуреева – хоть и девочка, а по характеру мужик, а режиссёр Вырыпаев – хоть и мальчик, а по характеру хуже, чем баба, и даже не поверили бы про Медведева, что это жёсткий парень, который весело формулирует важные вещи, и не в курсе были бы, что Кадыров – это реально патриот нашей страны,

половина списка «Форбс» так и торчало бы в России, делая вид, что они лучшие люди державы,

мы бы не вспомнили, как буряты, якуты, тувинцы, калмыки и башкиры могут рубиться за Россию, и всё повторяли бы это ублюдское слово «многонационалочка»,

мы бы верили, что дружить надо с просвещенной Европой, а не с Ираном, Северной Кореей, Китаем и Кубой,

наконец, миллионы людей в России так и не вспомнили бы, что они – народ.

Хорошо бы всё это понять без войны, но без войны мы не смогли.

Теперь задача – не забыть всё перечисленное, и ещё тысячу не названных пунктов.

https://t.me/zakharprilepin/16486

Фото – Юрий Поляков.

Translate »